top of page

Практика четырёх основ внимательности. Метод очищения праны Лунг-Санг (2-й семинар)

КЦ "Белые облака", Покровка 4

27 ноября, 12:00-18:00

27 ноября в Культурном центре "Белые облака" в рамках программы "Буддийская йога" состоится семинар Виктора Крачковского "Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна). Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны. (2 семинар из 2х)".

 

 Цель семинара – изучение практики четырёх основ внимательности (випашьяны) и практики одного из самых знаменитых в Янтра-йоге (тибетской йоге движения) методов, функция которого состоит в очищении праны и устранении основных препятствий в практике медитации. Комбинация этих двух методов позволяет не только быть более эффективным в йоге и созерцании, но и глубже понять взаимосвязь различных методов в аутентичной традиции буддийской йоги — йоге Знания.

 На семинаре мы будем изучать цикл движений (янтр) «8 лунг-санг» и то, как использовать данный метод для устранения основных препятствий в медитации — возбуждения, сонливости и рассеянности ума.

 

  Традиционная буддийская практика внимательности, это вовсе не параноидальное слежение за всем происходящим с последующей рефлексией и рационализацией, но умение прежде всего наблюдать различные срезы явлений своего внутреннего опыта, а затем — и это самое главное — различать в многообразии данного опыта то, что действительно важно.

 

В частности, различать непостоянство явлений не интеллектуально, не как предметов в некоторой «реальности», но как феноменов психического опыта, проявляющихся в нашем восприятии. Такое различение важно для устранения привычных ошибочных схем работы нашего разума, создающих разнообразие иллюзии, вводящих нас в заблуждение.

Постепенная тренировка внимательности (смрити) проходит через четыре этапа. Она начинается с осознавания своего тела как непостоянного, временного, преходящего.

 

Мы движемся дальше через наблюдение привычных реакций на стимулы и учимся понимать, что «хорошее» и «плохое» не качества объектов, но наши собственные мимолётные ощущения. Мы учимся различать непрестанную смену настроений, состояний и режимов работы ума. И, наконец, переходим к прямому наблюдению содержимого ума, обнаруживая обманчивость категориального мышления и начиная понимать природу множества мыслей, возникающих в нашем уме.

 

Самое глубокое фундаментальное определение жизненной энергии, в соответствии с тибетской традицией йоги, заключается в том, что энергия проявляется непрерывно и главное ее качество – движение. Проявления энергии имеют определенные характеристики. Одна из самых глубоких – ритмичность. Ритм является не только качеством энергии, но и одним из инструментов, позволяющих скоординировать, сбалансировать глубокие аспекты жизненной энергии. Координируя внешние проявления (движения физического тела с движением дыхания и внимания), мы координируем также и внутренние. Именно в этом и состоит основной метод янтра-йоги, где мы посредством особых движений (янтр) координируем все аспекты жизненной энергии и ума.

 

 Знаменитый цикл янтра-йоги – «Восемь движений» или «Лунгсанг – очищение праны» обладает целым комплексом полезных свойств: глубокое очищение праны, обучение основным восьми типам дыхания (в т.ч. правильным задержкам дыхания), имеет глубокую связь с медитацией. Отдельные упражнения из комплекса «восемь движений» также помогают устранить основные препятствия в практике випашьяны – сонливость, возбуждение и рассеянность.  Этот  метод подробно описан в комментарии Вайрочаны к тексту по Янтра-йоге.

 

 Семинар проводит ученик Чогьяла Намкая Норбу, опытный инструктор по янтра-йоге Виктор Крачковский.

Please reload

bottom of page